«Хаос и беспредел» – юристы оценили платную смену статуса участков
По мнению правоведов, внесенные в Госдуму законодательные новшества ударят по бизнесу и обойдутся последнему в сотни миллионов рублей.
В Госдуму внесен законопроект о платной смене назначения участков под застройку, предполагающий внесение поправок в ст. 37 Градостроительного кодекса (о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капстроительства). С законодательной инициативой выступили депутат Госдумы Павел Качкаев и Курултай (высший законодательный орган) Башкортостана.
«Предлагается дать регионам право устанавливать плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ), находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой ВРИ (если он предусматривает строительство или реконструкцию)», – описал суть предлагаемых изменений «Деловой Петербург».
Как отметило издание, такая плата уже установлена в столице и Подмосковье. Рассчитывается эта сумма на основе разницы между старой и новой кадастровой стоимостью участка (стоимость меняется вместе с назначением земли). «Например, в Московской области цена в общем случае определяется как удвоенная разница в кадастровой стоимости, умноженная на ту или иную ставку. Размер ставки зависит от того, под какое назначение переводится земля. Самая большая ставка для многоквартирных жилых домов (умножение на 50). Выходит, что желающим перевести землю под строительство жилья под Москвой может потребоваться выплатить в казну стократную разницу в кадастровой стоимости», – привел пример «ДП», отметив, что только с января по март этого года более 2 тысяч собственников земли в Подмосковье внесли в бюджет региона за подобную услугу около 520 млн рублей.
Тем временем в культурной столице изменение ВРИ пока производится бесплатно по заявлению собственника в Управление Росреестра. Владелец земли вправе выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из основных ВРИ, предусмотренных в Правилах застройки и землепользования Петербурга (ПЗЗ).
То, что предлагают башкирские законотворцы, призвано пополнить региональные бюджеты за предоставление данной госуслуги. Меж тем, московский опыт не является идеалом с правовой точки зрения – убежден управляющий партнер юридической компании 4R Group Михаил Бойцов.
В целом юристы называют новый законопроект до конца не продуманным. «Текущий законопроект имеет существенный недостаток – идея установления платы за ВРИ для целей строительства всегда содержала предложение исключить произвольные взносы на социальную инфраструктуру для застройщиков и перейти к понятному механизму с нормальной экономической и предсказуемой моделью. Однако текущий законопроект эту идею просто хоронит и создает возможность для дополнительных поборов – то есть появляется еще одна обязанность и при этом нет каких-то экономических послаблений – прокомментировал журналистам партнер и руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнеры" Дмитрий Некрестьянов, считающий, – нас ждут хаос и беспредел».
По мнению Некрестьянова, порядок определения платы за изменение ВРИ должен быть четким, единым и утверждаться на федеральном уровне, «с учетом приближенности такого платежа к налоговому». Пока же ничего этого в проекте нет, и, если в следующих чтениях не появится, то последует удорожание стоимости земли. Это, в свою очередь, приведет к росту себестоимости всех объектов недвижимости при отсутствии какого-либо решения текущей ситуации с бременем строительства инфраструктуры – заключил юрист.